Оффшор за 2 дня - это реально: регистрация оффшоров по всему миру!


Экспортно-импортные операции

 1. Искусственное изменение объемов доходов/расходов
2. Сокрытие операций
3. Экспорт по заниженным ценам
4. Экспорт по завышенным ценам
5. Псевдоэкспорт, псевдоимпорт
6. Контрабандные операции

На протяжении последнего десятилетия одним из основных каналов истока капитала за пределы государства есть внешнеэкономические операции. Эта группа касается торговых соглашений, и, соответственно, не оказывается при обычном контроле над движением капитала. Это прежде всего:

 

- занижение цены на экспортированные товары;

 - несвоевременное возвращение валютной выручки;

 - завышение цены на импортированные товары;

 - фальшивые импортные контракты, фиктивные кредитные соглашения и т.д.

 

 Часть вывезенного теневого капитала позже возвращается в страну в виде иностранных инвестиций. Нередко поступление от нерезидентов в десятки раз превышают их реальную возможность инвестирования. Большинство таких операций осуществляются при участии фиктивных предприятий и фирм, расположенных в офшорных зонах.

 

Соответственно, основные способы и характерные признаки легализации преступных доходов при осуществлении внешнеэкономических операций включают:

 

1. Искусственное изменение объемов доходов/расходов:

 

- занижение в официальных учетных и платежных документах по договоренности сторон реальной стоимости выполненных работ, предоставленных услуг, поставленных товаров с проведением расчетов наличностью без отражения в бухгалтерском учете (в т.ч. занижение сумм в счетах-фактурах при экспортных операциях);

 

- неполное возвращение полученной в ходе экспортной операции валюты на счет в банк (часть остается за рубежом);

 - маскировка оплаты за невраховану продукцию предоставлением финансовой помощи;

 - неправомерное увеличение производителем объемов ликвидной продукции и расходов относительно поиска покупателей последней. Например, предприятие-производитель высоколиквидной продукции создает подконтрольное предприятие, которое имеет эксклюзивные правые реализации продукции. Предприятие-реализатор заключает соглашение с компанией-нерезидентом, какая подконтрольная тому же предприятию. Согласно договору за значительное вознаграждение компания-нерезидент обязана осуществить поиск на мировом рынке покупателей отмеченной продукции. Фактически деятельность относительно поиска предприятий-покупателей вообще не проводится; изготовленная продукция покупается теми же покупателями, которые раньше осуществляли ее приобретение. При этом значительные средства аккумулируются на счете подконтрольного предприятия-нерезидента. Через некоторый чає накопленные средства направляются, например, на приобретение акций предприятия-производителя;

- использование контрактов из покупки-продажи значительного количества дорогих товаров с так называемым двойным источником оплаты. Например, заключается договор (иностранный контракт) из закупки продукции (сырья, электронной продукции, нефтепродуктов, алкогольных напитков и тому подобное) на чрезвычайно выгодных условиях: перепродажа может принести прибыль, которая будет достигать 100 %. В действительности поставщик (продавец) принимает оплату из двух источников. Первый платеж на основе единственного счета-фактуры, выставленного фирмой, составляет больше 50 % фактической стоимости товара и официально проводится покупателем. Второй платеж проводится чаще всего наличностью в кассу или вручается лично продавцу. Официальная прибыль покупателя, полученная во время перепродажи контрабандного товара, составляет "отмытые" деньги;

 

- использование кредитно-залоговой схемы с помощью подконтрольного банка;

 - проведение экспортно-импортных операций непрофильными предприятиями для конкретного вида продукции (металлопродукция и тому подобное).

 Например, распространен сомнительный экспорт заводами-производителями готовых изделий из легованої корозостійкої нержавеющей стали. При этом реализуется вполне легальная схема экспорта нержавеющей стали в виде отливок виробу8;

 

- использование разных вексельных схем. Например, местные предприятия распределяются на несколько юридических лиц, и все платежи закрепляются за одним из них - наиболее убыточным. За счет платежей одно предприятие получает от другого векселя. Потом эти векселя передаются третьему юридическому лицу, векселями которого рассчитываются по платежам. Первое предприятие является прибыльным. В вексельной схеме часто принимают участие местные банки.

2. Сокрытие операций:

 

- осуществление финансово-хозяйственных операций без соответствующего документального оформления с использованием больших имеющихся сумм;

 - открытие в разных банках нескольких расчетных счетов и проведения через них расчетно-денежных операций без отображения в бухгалтерском учете;

 - искусственная самоликвидация организации в конце отчетного налогового периода или перед ожидаемой проверкой, или после проведенной налоговой проверки, которая обнаружила большие суммы скрытых от налогообложения доходов;

 

- регистрации предприятий в одном районе или городе при открытии счетов в банках других городов;

 

- составление фиктивных контрактов и договоров для сокрытия реальных финансово-хозяйственных операций (фиктивные договоры поставки, предоставления услуг, лизинга и др.), в т.ч. контрабандного экспорта, прибыль от которого переводится в заграничные компании или на заграничные счета;

 

- осуществление экспорта через офшорные дочерние предприятия по заниженным отпускным ценам с послідуючим перепродажей товаров по рыночным ценам;

 

- проведение финансовых операций, обходя расчетные счета, и использования для взаиморасчетов дочерних и коммерческих структур, офшорных компаний;

 

- проведение финансово-хозяйственных и внешнеэкономических операций через счета предприятий, основанных за поддельными документами;

 

- перевод средств в иностранной валюте под завідомо ошибочные контракты; невозвращение валютного выторга. Реализация данного способа осуществляется, как правило, при предыдущем заговоре всех участников внешнеэкономического соглашения.

 

Варианты схем легализации преступных средств с проведением экспортно-импортных операций:

 

1. Экспорт по заниженным ценам (рис. 1).

 

Реализация продукции по заниженным ценам осуществляется, как правило, компаниям, зарегистрированным в офшорных зонах, которые реально контролируются украинскими предприятиями или физическими лицами. Потом офшорная компания перепродает продукцию уже по мировым ценам, что позволяет оставлять всю прибыль на ее счетах. Вариантом занижения экспортных цен является экспорт конечной продукции под видом сырья и вообще пересортицы.

 

Схема. Украинская фирма создает за рубежом (как правило, в офшорной зоне) дочернюю компанию. Эта компания играет в большинстве случаев роль посредника. С ней подписывается контракт на поставку товара (как правило, это сырье), но он сразу же отправляется третьей фирме, из которой "своя" фирма берет соответствующий контракт. Украинская компания продает "своей" фирме товар по цене ниже мировой, что дает ей возможность продать его третьей компании по среднемировой цене и получить доход.

 

При этом распространенным является использование "фирмы-однодневки". Этот механизм допускает создание, как правило, небольшого частного предприятия, которое занимается экспортом сырья или товаров и используется в качестве прикрытие для более солидной фирмы или компании. Чаще всего подобный механизм реализуется путем выдачи большого кредита коммерческим банком фірмі-"одноденці", созданной через подставные лица самим банком или одним из его руководителей.

 

 

 

Рис. 1

 

2. Экспорт по завышенным ценам

 

Схема. "Видмивач" достигает негласной договоренности с иностранной компанией-получателем товара о заключении контракта за завідомо завышенной ценой. А именно: завышаются размеры авансовых платежей по импорту (в том числе с помощью фиктивных контрактов на импорт товаров и услуг) и осуществляется фиктивная предоплата по импортным соглашениям. В дальнейшем покупатель выплачивает половину разницы между контрактной и реальной стоимостью товара.

 

Один из способов - предоставление металлолому форм самых простых изделий. На их изготовление тратится минимум материальных ресурсов, с оформлением соответствующей документации на них в связи с существованием жесткого контроля за экспортом металла со стороны государства (регистрация контрактов на экспорт, запрещение вывоза утиля легованих черных, цветных металлов как давальческого сырья, экспортный сертификат качества исключительно специализированными металлургическими перерабатывающими предприятиями на продукты (полуфабрикаты) металлургической переработки утиля цветных металлов и их сплавов в форме слитков, высокие ставки экспортной пошлины и др.).

 

Пример 19. В июле 2005 года разоблачены факты злоупотребления служебным положением должностных лиц одного из харьковских государственных заводов. Злоумышленники нарушили требования действующего таможенного и экспортного законодательства Украины в ходе выполнения внешнеэкономического контракта. Они заключили ряд предварительно убыточных соглашений по приобретению металлопродукции, которая не отвечала требованиям спецификации, а ее стоимость была значительно завышена. Действиями должностных лиц государству был нанесен вред в размере свыше 1,6 млн. грн. Они осуществили поставку продукции за границу, после чего преднамеренный из корыстных побуждений, не повернули валютную выручку к Украине, чем причинили убытки государству в сумме свыше 200 тыс. грн.

 

____________

9 По материалам пресс-центра УСБУ в Харьковской области.

 

Примечание. По материалам возбуждено уголовное дело по факту уклонения от возвращения выручки в иностранной валюте и злоупотребления должностным положением руководителями отмеченного государственного предприятия по признакам преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 207 (уклонение от возвращения выручки в иностранной валюте), ч. 2 ст. 364 (злоупотребление властью или служебным положением), ст. 209 (легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем), ч. 5 ст. 191 (растрата, присвоение имущества путем злоупотребления служебным положением) КК Украины.

 

Пример 210. Субъект внешнеэкономической деятельности ООО "М" проводил таможенное оформление отдельных товаров в разных таможенных органах Украины. В частности таможенное оформление металлопродукции осуществлялось с нарушением требований действующего законодательства относительно таможенного оформления "отходов и утиля металлов". В частности, по договору комиссии было осуществлено больше 90 таможенных оформлений ВМД. Груз, который экспортировался, - "слитки коррозийностойкой немартенситностаріючої стали, леговані, необработанные". С целью избежания случаев попадания под критерии, за которыми проводится мониторинг, каждое оформление измельчено на две ВМД с одинаковым весом и фактурной стоимостью. Фактически проверкой подтверждено, что под видом сертифицированных грузов, осуществляется таможенное оформление экспорта отходов литейного производства, на которые предприятиями-поставщиками специально заказаны и разработаны технические условия.

 

____________

10 По информации Государственной таможенной службы Украины.

 

Примечание. За результатами проведения последующей проверки деятельности ООО "М" нарушена уголовное дело.

 

3. Псевдоэкспорт, псевдоимпорт (рис. 2)

 

Наиболее характерным видом противоправной деятельности юридических лиц, которые специализируются на организации фиктивных экспортно-импортных операций, является так называемый "ошибочный" транзит определенных видов товаров.

 

 

 

Рис. 2

 

Более сложными являются схемы с имитацией внешнеэкономической деятельности, использованием финансовых инструментов коммерческих банков, услуг комиссионеров и необоснованным завышением цен на экспортированные товары. Реализация таких схем происходит путем использования услуг подконтрольных или заинтересованных банковских учреждений. Ими обслуживаются все основные расчеты по схеме, выделяются кредитные ресурсы, эмитируются ценные бумаги (операции по выдаче и погашению кредитов, операции с банковскими ценными бумагами являются неотъемлемой частью финансового механизма), обеспечиваются валютные расчеты. Вся цепь расчетов осуществляется в течение одного дня. Такая деятельность поставлена на систематическую основу и, в сущности, является своеобразной услугой украинских банков, которые наиболее активно внедряют "теневые" технологии.

 

Законом Украины "О внешнеэкономической деятельности" предусмотрена возможность осуществления импорта товаров без их фактического ввоза на таможенную территорию Украины, когда импортная поставка товара осуществляется в третьи страны на условиях СИР ("Інкотермс 2000"). Соответственно, в Украине сформировалась стала тенденция: валютные средства перечисляются за границу и в дальнейшем направляются на счета в иностранных банках или возвращаются в Украину под видом инвестиций.

 

Осуществление псевдоэкспортных операций допускает возможное участие в данном виде преступления сотрудников пограничных и внутренних таможен, а также сотрудников банков. Организаторы и розроблювачі преступных схем часто имеют криминальные связи в других регионах, где осуществляется процесс перевода средств в наличность. Также, при осуществлении внешнеэкономических операций используются подставные фирмы, зарегистрированные в соседних государствах. Кроме того, бестоварные (псевдоэкспортные) операции имеют целью незаконное возмещение НДС и легализацию полученных средств, а в случаях с подакцизными товарами - уклонение от уплаты акцизного сбора.

 

Самая простая схема заключается в оформлении приобретения товарно-материальных ценностей у фиктивных фирм и их экспорта к удаленным от Украины странам и территориям (Азия, Африка и тому подобное). Фактически движение товарно-материальных ценностей, транспортировки и пересечение ими границы не происходит, договорные и импортные взаимоотношения с резидентами Украины отсутствуют. Расчеты имитируются с помощью коммерческих банков, которые специализируются на услугах "конвертации" (с использованием вексельных схем и тому подобное). Роль посредников отводится предприятиям из третьих стран, например, из региона Балтия.

 

Отмеченными механизмами пользуются прежде всего большие "відмивачі" (особенно те, которые постоянно осуществляют импорт товаров (чаще - сырье). Ведь проведение таких операций позволяет погашать обязательство по уплате "импортного" НДС фиктивно созданным налоговым кредитом.

 

Пример 1.11 Украинским предприятием перечислено за границу, на счет в прибалтийском банке, 30,6 млн. дол. США предприятию, зарегистрированному в США в качестве оплаты за проведение рекламной кампании. Это украинское предприятие было недавно зарегистрировано и мало лишь одного контрагента, который перечислял значительные суммы средств на счет этого предприятия как оплату за ценные бумаги. При этом в день поступления средств на счет они направлялись в интересах нерезидента. Внешнеэкономический договор, подписанный украинским предприятием и нерезидентом, на выполнение которого денежные средства перечислялись за границу, имел признаки заключения с нарушением требований действующего законодательства Украины, а именно:

 

- подписанный лицом, которое не имело соответствующих полномочий для его подписания;

 

- в договоре отмечен расчетный счет, который фактически был открыт в банковском учреждении лишь через 15 дней.

 

 ____________

11 По материалам Держфинмониторингу Украины.

 

Пример 2.12 Группой украинских предприятий было перечислено за границу 35,2 млн. дол. США за бумагу на счета, открытые в прибалтийских банках предприятиям, зарегистрированным в США. В дальнейшем на счета украинских предприятий перечислялись средства под видом выполнения внешнеэкономических контрактов, связанных с экспортом товаров. В некоторых случаях декларируемый товар (изделия из драгоценных металлов) фактически поступал на предприятие, которое занимается утилизацией металлолома. Использование такой "карусельной схемы" имело по цель получения бюджетного возмещения НДС.

 

___________

12 По материалам Держфинмониторингу Украины.

 

Пример 3.13 Директора украинского предприятия на основании заключенных и договоров с признаками фиктивности, осуществляли псевдоэкспортные операции. На протяжении 2002 - 2003 годов в заговоре с руководителями ряда предприятий Украины, которые имели налоговые обязательства по уплате значительных сумм НДС в бюджет, вышеупомянутые должностные лица при участии специальных созданных фиктивных фирм, в т.ч. иностранных, на основании заключенных с ними внешнеэкономических контрактов осуществили экспортные поставки к Литве товара на общую сумму свыше 30 млн. грн., что более чем в 20 раз превышала его реальную стоимость. В дальнейшем, отмеченный товар был легально импортирован в Украину по контракту с одним из киевских предприятий. В результате ее преступных действий в государственный бюджет не поступили средства от уплаты НДС на сумму 5,4 млн. грн.

 

____________

13 По материалам пресс-центра УСБУ в Харьковской области.

 

Примечание. По материалам Управления прокуратурой Харьковской области возбуждено уголовное дело по факту совершения должностными лицами этого предприятия преступлений, предусмотренных ч. 5 ст. 191 (растрата, присвоение имущества путем злоупотребления служебным положением), ст. 209 (легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем), ч. 2 ст. 212 (уклонение от уплаты налогов, собраний, других обязательных платежей), ч. 2 ст. 364 (злоупотребление властью или служебным положением) КК Украины.

 

Контрабандные операции.

 

Как свидетельствует практика, наиболее распространенной схемой пересечения границы контрабандными товарами является оформление легальным плательщиком (нерезидентом или резидентом) документации на транзит этих товаров через таможенную территорию Украины. После прохождения товара на территорию Украины предыдущие документы обезвредились и переоформляются как такие, которые регулируются договором между резидентами Украины, которая придает контрабандным товарам якобы законный статус.

 

С целью легализации товара, который имеет криминальное происхождение или с которым осуществлялись криминальные действия (например, контрабандный ввоз), используются, как правило, фиктивно образованы субъекты предпринимательской деятельности. Документы на отпуск товара оформляются от фиктивной фирмы и расчеты за товар происходят непосредственно с ней. В последующем средства нелегальным способом конвертируются в иностранную валюту и перечисляются иностранному поставщику товара.

 

Распространен вариант схемы "відбілювання" нелегально выработанной продукции - осуществление ее легализации через фиктивную фирму. Для маскировки операций незначительная часть легально выработанной продукции передается от производителя к фиктивной фирме. Соответственно, возникает возможность "освещения" происхождения незаконной выработанной продукции благодаря сертификату качества. В дальнейшем полученные денежные средства переводят в наличность через физические лица-субъектов предпринимательской деятельности. Эти лица передают наличность руководству предприятия-производителя. В случае необходимости инвестирования средств в производство увеличивается цена на продукцию, которая производится легально.

 

Приклад.14 Группа лиц получает преступные доходы путем контрабандного ввоза на территорию страны элитных автомобилей иностранного производства с последующей их легализацией на подставные лица за фальсифицированными документами, которые свидетельствуют, что изготовления автомобилей и первичная их продажа были осуществлены на территории страны. На их часть закупаются элитные автомобили, которые опять же путем контрабанды переправляются в страну и реализуются за фальсифицированными документами. Денежные средства легализируются в виде инвестиционных операций физических лиц для создания и развития собственного (легального) предприятия по ремонту-продаже автомобилей.

 

____________

14 По материалам Министерства внутренних дел Украины.

Составлено по материалам Госкомфинмониторинга Украины "Типология легализации преступных средств в Украине

Offshore Express
ОФФШОР ЕКСПРЕСС